Возможными неисправностями насоса (рис.75) могут быть: течь жидкости через сальник крыльчатки в результате износа уплотнительной шайбы или разрушения резиновой манжеты сальника, износ подшипников, обломы и трещины крыльчатки.
рис.75. Насос системы охлаждения двигателя: а-насос системы охлаждения двигателя модели 4178; б-насос системы охлаждения двигателя модели 4218;
1-гайка; 2-валик; 3-корпус насоса; 4-контрольное отверстие выхода смазки; 5-пресс-масленка; 6-распорная втулка; 7 -уплотнительная шайба; 8-резиновая манжета; 9-пружина; 10 крыльчатка; 11-болт крепления крыльчатки; 12-стопорное кольцо; 13-подшипники; 14-ступица шкива вентилятора; 15-ремень; 16-шкив; 17-вентилятор; 18-болт; 19-фиксатор; 20-крышка корпуса насоса
Подтекание жидкости из насоса устраняйте заменой уплотнительной шайбы и резиновой манжеты. Для замены снимите насос с двигателя, отсоедините его от кронштейна, снимите приспособлением 71-1769 крыльчатку (рис.76), выньте уплотнительную шайбу и манжету сальника.
рис.76. Снятие крыльчатки насоса
Для сборки сальника крыльчатки вставьте в держатель сальника, расположенный на корпусе насоса, сначала резиновую манжету в сборе, а затем уплотнительную шайбу и стопорное кольцо. При этом часть валика насоса, сопряженную с резиновой манжетой, перед установкой сальника и напрессовкой крыльчатки смажьте мылом, а торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительной шайбой, тонким слоем графитной смазки.
Перед установкой сальника проверьте его торец (торец уплотнительной шайбы) на краску: при сжатии сальника до высоты 13 мм отпечаток торца должен иметь не менее двух полностью замкнутых окружностей без разрывов.
Крыльчатку напрессовывайте на валик на ручном прессе до упора ее ступицы в торец лыски. При этом насос должен опираться передним торцом валика на стол, а усилие - прикладываться к ступице крыльчатки.
Для замены подшипников или валика насоса разберите насос полностью в следующем порядке:
рис.78. Выпрессовка валика насоса: 1-корпус насоса; 2-валик; 3-подставка
Перед выпрессовкой ролико-шарикового подшипника из корпуса насоса необходимо вывернуть фиксатор 19 (рис.75б).
Сборку насоса производите в обратном порядке. При этом новый подшипник запрессуйте на валик 1 (рис.79) и в корпус 2 одновременно при помощи ручного пресса и оправки 3. Войлочный сальник подшипника должен быть обращен в сторону стопорного кольца. Надев на валик распорную втулку, запрессуйте второй подшипник войлочным сальником наружу.
рис.79. Запрессовка валика вместе с подшипником в корпус насоса: 1-валик; 2-корпус насоса; 3-оправка; 4-подставка
После установки на место стопорного кольца напрессуйте на передний конец валика ступицу шкива, уперев валик в задний торец кольца. Напрессовку ступицы шкива на валик насоса двигателя модели 4218 производите после установки фиксатора 19 (рис.75б). При напрессовке ступицы не допускайте зазора между подшипником и стопорным кольцом.
После сборки насоса полость корпуса между подшипниками заполните смазкой согласно указаниям таблицы смазывания.
При установке собранного насоса на двигатель обратите внимание на пригодность паронитовой прокладки между корпусом и кронштейном насоса.