При большом износе деталей масляного насоса понижается давление в смазочной системе и появляется шум. При разборке насоса проверьте упругость пружины редукционного клапана. Упругость пружины считается достаточной, если для сжатия ее до 24 мм по высоте необходимо приложить усилие 54±2,45 Н (5,5±0,25 кгс).
Ремонт масляного насоса обычно заключается в шлифовке торцов крышек, замене шестерен и прокладок.
При разборке насоса предварительно высверлите расклепанную головку штифт а крепления втулки 2 (см. рис.71) на его валике 1, выбейте штифт, снимите втулку и крышку насоса. После этого выньте валик насоса вместе с ведущей шестерней из корпуса в сторону его крышки.
Рис. 71. Привод масляного насоса и распределителя зажигания: положение прорези валика
А-на приводе, установленном на двигателе; Б-на приводе перед его установкой на двигатель; В-на валике масляного насоса перед установкой привода на двигатель;
1-валик масляного насоса; 2-втулка; 3-промежуточный валик; 4-штифт; 5-шестерня привода; 6-шестерня распределительного вала; 7-упорная шайба; 8-блок цилиндров; 9-прокладка; 10-валик привода; 11-корпус привода; 12-привод распределителя зажигания
В случае разборки ведущей шестерни и валика штифт высверлите сверлом диаметром 3 мм.
Ведущую и ведомую шестерни с выкрошенными зубьями, а также с заметными выработками поверхности зубьев замените новыми. Установленные в корпус насоса ведущая и ведомая шестерни должны легко проворачиваться от руки за ведущий валик.
Если на внутренней плоскости крышки имеется значительная (более 0,05 мм) выработка от торцов шестерен, прошлифуйте ее.
Между крышкой, пластиной и корпусом насоса устанавливаются паронитовые прокладки толщиной 0,3 - 0,4 мм.
Применение шеллака, краски щи других герметизирующих веществ при установке прокладки, а также установка более толстой прокладки не допускается, так как это вызывает уменьшение подачи насоса.
Сборку насоса производите с учетом следующего:
1. Напрессуйте на ведущий валик втулку, выдержав размер между торцом ведущего валика и торцом втулки 8 мм (рис.73). При этом зазор между корпусом насоса и другим торцом втулки должен быть не менее 0,5 мм.
рис.73. Крепление втулки на валике масляного насоса
2. Высверлите в ведущем валике и во втулке отверстие диаметром 4-0,05+0,03 мм, выдерживая размер 20±0,25 мм.
3. Раззенкуйте отверстие с обеих сторон на глубину 0,5 мм под углом 90°, запрессуйте в него штифт диаметром 4-0,048 мм и длиной 19 мм и расклепайте его с двух сторон.
Если работоспособность насоса с помощью ремонта восстановить невозможно, то замените его новым.