Responsive image

Генератор


На автомобиле могут быть установлены генераторы двух типов:

  • Г250П2 (рис. 256)- переменного тока с встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1 (или ПБВ-4-45), работающий совместно с регулятором напряжения. Электрическая схема генератора показана на рис. 257.
  • 665.3701-01 или 161.3771 - переменного тока со встроенными интегральными регуляторами напряжения. Электрическая схема генераторов показана на рис. 258.

Генератор крепится на кронштейне к блоку двигателя с правой стороны. Генератор приводятся во вращение с помощью клиновидного ремня от шкива коленчатого вала.

Генератор Г250П2

Рис. 256. Генератор Г250П2:

1-щеткодержатель; 2-крышка подшипника; 3-задний подшипник; 4-блок выпрямителей; 5-задняя крышка; 6-задний магнит; 7-статор; 8-передняя крышка; 9-вентилятор; 10-передний подшипник; 11-шкив; 12-гайка; 13-сегментная шпонка; 14-распорная втулка

Электрическая схема генератора Г250П2

Рис. 257. Электрическая схема генератора Г250П2:

1-щетка; 2-контактное кольцо; 3-обмотка возбуждения; 4-выпрямитель; 5-теп-лоотвод; 6-обмотка статора

Электрическая схема генераторов 665.3701-01, 161.3771

Рис. 258. Электрическая схема генераторов 665.3701-01, 161.3771:

1-щетка; 2-контактное кольцо; 3-обмотка возбуждения; 4-обмотка статора; 5-выпрямитель; 6-помехоподавительный конденсатор

* Для генератора 161.3771

Осмотр генератора начинайте со щеток, щеткодержателя и контактных колец. Убедитесь, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с контактными кольцами; проверьте натяжение пружин щеток. Щетки, изношенные до высоты 8 мм (для щеток генератора 665.3701-01- 5 мм), замените.

Измерьте динамометром усилие прижатия щеток (рис. 259) к контактным кольцам. Для замера усилия снимите щеткодержатель, удалите одну щетку, установите крышку на щеткодержатель, удерживая ее рукой. Затем выступающим из щеткодержателя концом щетки надавите на чашку стрелочных весов. Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, замерьте показание весов. Усилие нажатия пружин на щетки должно быть 180-260 гс.

Генератор продуйте воздухом. Щеткодержатель, щетки и незначительно загрязнённые контактные кольца протрите чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Сильно загрязненные контактные кольца с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачистите (сняв щеткодержатель) стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, проворачивая ротор от руки. Не применяйте для этого шлифовальную шкурку. Изношенные, подгоревшие или имеющие повышенное биение контактные кольца генератора проточите на токарном станке и тщательно зачистите.

Периодически снимайте генератор с автомобиля для разборки и очистки его от грязи и пыли. Тщательно осматривайте все детали. Проверяйте усилие прижатия щеток. Щетки не должны заедать в щеткодержателях. Изношенные подшипники заменяйте. Собранный генератор проверяйте, как указано в главе "Контрольная проверка генератора".

Проверка усилия прижатия щеток

Рис. 259. Проверка усилия прижатия щеток


Предупреждения

  1. "Минус" аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с "массой", а "плюс" - подключается к зажиму "плюс" генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора и они выйдут из строя.
  2. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима "плюс" проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей). Это вызывает опасное повышение напряжения, что влечет за собой повреждение диодов и регулятора напряжения.
  3. Не следует проверять работоспособность генератора "на искру" даже кратковременным соединением зажима "плюс" генератора с "массой". При этом через диоды проходит значительный ток и они повреждаются. Проверить генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

Генератор УАЗ: https://uaz.nas24.ru/elektrooborudovanie-uaz/generator-uaz/