На автомобиле устанавливается свинцовая аккумуляторная батарея 6СТ-60-ЭМ. Номинальное напряжение батареи 12 В, емкость при 20-часовом режиме разряда 60 А*ч.
Устройство аккумуляторной батареи показано на рис. 253.
Рис. 253. Аккумуляторная батарея:
1-отрицательная пластина; 2-сепаратор; 3-положительная пластина; 4-цредохрантельная сетка; 5-баретка; 6-штырь; 7-моноблок; 8-ушгогаигельная мастика; 9-положительный вывод; 10-пробка наливного отверстия; 11-межэлементная перемычка; 12-крышка; 13-отрицательный вывод
В процессе эксплуатации периодически осматривайте аккумуляторную батарею, поддерживайте ее в заряженном состоянии и чистоте.
Если при наружном осмотре батареи обнаружено подтекание электролита через трещины в стенках корпуса, в крышках или в заливочной мастике, то батарея должна быть снята с автомобиля и направлена в ремонт.
Очистку батареи от загрязнений, окислов и электролита производите ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Наконечники проводов после очистки смажьте тонким слоем технического вазелина или маслом для двигателя и плотно закрепите на выводных штырях батареи.
Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше пластин.
Понижение уровня электролита во время эксплуатации обычно происходит за счет испарения воды, поэтому для пополнения электролита доливайте в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. Применение водопроводной воды запрещается, так как в ней имеются примеси (хлор, железо и др.), которые разрушают батарею.
Плотность электролита в каждом элементе батареи проверяйте с помощью ареометра (рис. 254).
Рис. 254. Измерение плотности электролита ареометром
С помощью груши наберите в стеклянный цилиндр электролит из элемента. Ареометр всплывет, при этом плотность электролита будет соответствовать тому делению шкалы ареометра, возле которого находится уровень жидкости.
На новых автомобилях, отгружаемых с завода, устанавливаются аккумуляторные батареи с одинаковой в любое время года плотностью электролита, равной 1,27 г/см3. В зависимости от климатического пояса, в котором эксплуатируется автомобиль, плотность электролита доведите до значений, приведенных в таблице 32.
Если температура электролита выше или ниже 15 гр.С, то внесите соответствующую поправку к показанию ареометра, пользуясь данными таблицы 33. Доведение плотности электролита до величины, рекомендуемой в табл. 34, и выравнивание плотности электролита в элементах (если разница плотности электролита в разных элементах превышает 0,01 г/см3) производите доливкой электролита плотностью 1,4 г/см3 или дистиллированной воды. Электролит плотностью 1,4 г/см3 можно доливать только в том случае, если батарея полностью заряжена и плотность электролита остается неизменной; в этом случае вследствие "кипения" электролита обеспечивается быстрое и надежное его перемешивание. Промежуток времени между доливами электролита или дистиллированной воды должен быть не менее 30 мин.
Не измеряйте плотность электролита сразу же после долива в аккумулятор воды или после пуска двигателя стартером; в этих случаях батарею подвергайте непродолжительной зарядке небольшим током или дайте ей постоять 1-2 часа (без зарядки) для того, чтобы плотность электролита во всех элементах стала одинаковой.
Плотность электролита позволяет определить степень заряженности батареи (табл. 34). Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, поставьте на зарядку.